cleavbaclo

07.01
09:10

Ни тоски, ни жалости


Роковая любовь. Такая простая и пряная - почти сразу. Американская эстетика повседневности - дороги, бродяги, запылённый мир, скитания, бедолаги, уверенные, что смогут стать королями, мексиканская граница поблизости, бесчисленные штаты… Сюжет захватывает сразу и до конца.И это тебе не русская литература с её состраданием и жертвенностью - тут всё другое. Что-то хищное, цепкое, и каждому по-настоящему нужен только он сам. И вроде бы всё понятно, логично и ожидаемо, но повествование напряжённое и динамичное, и в конце концов перестаёшь интересоваться тем, кто там и кого переиграл, и к чему всё это приведёт не думаешь, а только читаешь, не отрываясь.Всё у автора на своих местах, каждая деталь, каждый штрих. Ничего лишнего. И никаких философских размышлений - всё читателю показано прямо на месте действия. Быстро, лаконично и точно, а думает он пусть сам, и понимает, как может. Речь в книге идёт о преднамеренном убийстве, и довольно жестоком, так что нежным душам советую дважды подумать. Хотя Кейн концентрирует внимание читателя вовсе не на убийстве, а на предательстве (об этом написано в аннотации) и на том, к чему это приводит и как круто всё меняет. И это убийство, этот сюжет, органично вписывается именно в американскую литературу - какая-то сумасшедшая, безумная жестокость, по-видимому, отвечающая общественным настроениям 30-х.Сюжет временами казался мне даже перегруженным, чуть перенаполненным, как будто автор слишком много наворотил. Но лапидарность, суховатость повествования - только действия, никаких рассуждений - смягчали это ощущение.Рассказчик (он же главный герой) говорит о происходящем достаточно цинично, холодно - он парень простой, да ещё страстно желающий свою женщину и их общую цель. За этим повествованием не вполне понятно, что думает обо всём этом сам автор. Да, динамично. Да, герои всё время стремятся порезаться о лезвие ножа, на которое сами вступили. Да, они выходят сухими из воды. Да, они действительно любят друг друга. Но что думает автор? На эрзаце моей книги написано, что в историях Кейна "все беды от женщин". Но по-моему, женщина в этой истории существо куда более мягкое и гармоничное, если так вообще можно сказать об убийце. В романе же явственно ощущается рок - неизбежное и неумолимое движение к безнадёжному концу: непонятно, каким он будет, но напряжение всё время нарастает и точно должно чем-то разразиться.И вот в конце автор наконец даёт свою оценку происходящему: без лишних слов, одним действием. И ещё по-детски наивным рассуждением о подсознании. Я в конце вздрогнула. А потом вздрогнула ещё раз: вроде бы всё просто и даже справедливо, но почему-то неожиданно.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки